ПОВЕДЕНИЕ

Рискованное поведение» — этим понятием можно охватить довольно широкий спектр наших действий, включая самые привычные, которые мы повторяем каждый день. Риск в нашей жизни присутствует всегда. Даже когда мы дышим, есть риск заболеть гриппом. Но это непредсказуемый риск, иногда неизбежный. Задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы предотвратить тот риск, которые люди создают сами своими поступками и поведением. Поэтому в профилактике используется такой термин, как поведение высокой степени риска.


Что же такое поведение высокой степени риска?

Под этим термином подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Почему именно «высокой степени риска» — потому, что даже переходя через улицу мы рискуем. Вопрос — на сколько мы рискуем. Именно степень риска и умение определить его уровень позволяет человеку балансировать и принимать правильные решения. Так что если человек идет по дороге на красный свет с мыслью: «Проскочу» стараясь выиграть 1 секунду — это высокая степень риска. И попытка убедить его не бежать на «красный», а спокойно идти на «зеленый» — наша задача. А бежать можно и после перехода дороги, тем самым ускорив свое движение. А еще лучше выйти пораньше. 1 секунда не стоит жизни. Но наша работа будет сделана не тогда, когда человек скажет «Вы правы», а тогда, когда загорится «красный» и он остановится и дождется «зеленого».

Задача профилактики поведения высокой степени риска — предотвратить негативное поведение, а лучший способ изменить поведение человека это его собственная оценка и желание это поведение менять. Для выполнения этой задачи необходимо обратиться к моделям изменения поведения человека.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение поведения людей и пытающихся ответить на вопросы: чем определяется поведение человека, какие факторы оказывают влияние на формирование навыков действий в различных ситуациях, можно ли изменять модели поведения, как сформировать навыки безопасного поведения и предотвратить поведение высокой степени риска среди подростков и молодежи? В итоге, все ученые пришли к выводу: на человека оказывают значительное влияние как внутренние, так и внешние факторы. Их мнения разошлись только в том, какие из этих факторов имеют преобладающее значение. Одни ученые считали главными в формировании поведения внешние факторы, окружающую среду (место рождения, воспитание в семье, круг общения, образование), а другие — внутренние факторы: темперамент, характер, способности, интересы человека.

На одном полюсе находятся теории, утверждающие, что почти все навыки поведения являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. Если мы можем контролировать окружающую среду, мы можем контролировать и человека. Сюда относятся бихевиористские (от англ. Behavior — поведение) модели: теория «Стимул–реакция» Халла, Долларда, Миллера, теория «оперантного обусловливания» Скиннера, теория классического обусловливания Павлова. Они опираются на теорию научения, которая считает все действия человека результатом обучения. Поведение человека представляется как реакция на стимулы, находящиеся в окружающей среде, а для изменения поведения человека необходимо изменять стимулы, т.е. окружающую среду. При этом сходство в поведении объясняется сходством условий окружающей среды. В общем, смысл всех этих теорий сводится к тому, что человек ведет себя так, как его научили; все действия могут быть представлены в виде «стимул–реакция», на каждое событие или явление есть соответствующая только ему выученная форма поведения.

Этой позиции возражают те, кто считают основными внутренние качества. Психодинамическая теория Фрейда, феноменологическая теория Карла Роджерса, теория черт Оллпорта, трехфакторная теория Айзенка — звучит страшно, но суть всех этих теорий простая: ряд внутренних механизмов, таких как инстинкты, черты характера, темперамент, защитные механизмы, врожденные способности личности и мыслительные процессы и есть причины определенного поведения. Следовательно, только работая над собой, человек может изменить себя, свое поведение, пристрастия, и все то, что не устраивает в самом себе.

Особую позицию занимают когнитивные (от англ. Cognition – познание, познавательная способность) теории (теория «личных конструктов» Джорджа А. Келли, социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела), считающие, что поведение формируется в соответствии с условиями окружающей среды (семья, школа, друзья), но также и под влиянием индивидуальных качеств человека. Люди поступают тем или иным образом, потому что выбирают определенные способы действий, подходящие именно этой жизненной ситуации.

На основе вышеперечисленных представлений о поведении человека постепенно разрабатывались теории и модели, ставившие перед собой целью изучение способов влияния на формирование поведенческих навыков и их изменение. Эти модели применялись в различных областях психологии, социологии, педагогики, и в настоящее время успешно используются при проведении тренингов, обучающих программ и профилактических программ, основанных на принципе «равный — равному». Вот некоторые из таких моделей изменения поведения.

Модель «веры в здоровье» была разработана в начале 50-х годов ХХ века. Она использовалась для объяснения и предсказания «здорового поведения» посредством осознания «слабых мест», осознания барьеров и преимуществ. Эта модель предполагает, что если у человека есть желание избежать болезни или выздороветь и есть вера в особые оздоровительные действия, тогда этот человек будет следовать позитивным поведенческим моделям. Принятие здорового образа жизни зависит от того, насколько реально человек представляет угрозу заболеть со всеми вытекающими серьезными последствиями, а также от соотношения преимуществ привычного образа жизни и выгоды от изменения поведения. К сожалению, эта модель изменения поведения мало принимает во внимание привычки, эмоции и межличностные отношения, но может выглядеть на деле как предоставление информационные блоки о ВИЧ/СПИДе, ИППП, ПАВ (психоактивных веществах) и по другим темам, имеющим отношение к профилактике поведения высокой степени риска.

Согласно теории «обучения через участие», изменения поведения достигаются при полном вовлечении группы в процесс решения заданной проблемы. По такому принципу, в частности, работают ролевые игры, приемы ситуативного моделирования, мозговые штурмы.

Инновационная теория полагает, что на изменение поведения большое влияние оказывает общество. Ключевой элемент этой теории — лидеры общественного мнения, выступающие как агенты изменения поведения — волонтеры, прошедшие обучение по программе. Их влияние на групповые нормы и обычаи происходит благодаря обмену информацией и обсуждениям соответствующих тем со сверстниками.

Модель IMBR (от англ. Information — информация, Motivation — мотивация, Behavioral skills — поведенческие навыки, Resources — ресурсы). Эта модель основана на информации (что?), мотивации (почему? зачем?), поведенческих навыках (каким образом?) и ресурсах (где?), которые могут быть использованы для предотвращения рискованного поведения. Например, если подросток знает, что использование презерватива защищает от заражения ВИЧ-инфекцией, у него может быть мотивация на использование презерватива и он может знать, как правильно его использовать, но у подростка может не быть информации о том, где можно получить презерватив бесплатно или купить его. Именно поэтому концепция ресурсов была добавлена к этой модели поведения. Профилактические программы должны включать в себя все четыре компонента этой модели для эффективной профилактики рискованного поведения.

Теория обусловленных действий. Эта теория утверждает, что намерение человека следовать рекомендованному типу поведения зависит от:

  • отношения человека к такому типу поведения и его ожиданий от следования данному типу поведения. Например, если девушка думает, что использование гормональных контрацептивов принесет ей пользу, и у нее будет позитивное отношение к использованию этого вида контрацепции, существует большая вероятность выбора именно этого вида контрацепции.
  • социальных норм, т.е. от общественного мнения, общепринятого и считающегося стандартным в данной группе. Но даже при наличии собственной точки зрения на какую-либо проблему подростки часто поддаются влиянию коллектива, причем это влияние не всегда оказывается положительным... Другими словами, отношения подростков находятся под большим влиянием того, что делают и думают их сверстники.

На попытки изменения поведения одного человека очень часто влияет образ мышления и поведения других членов группы. Распространенная тенденция донести «поведенческие изменения» до отдельного лица неэффективна. Все начинающие усваиваться навыки быстро вытесняются новыми моделями поведения и взаимоотношений, преобладающими в группе. Таким образом, программы воздействия должны ставить своей основной целью изменение динамики поведения целых групп индивидуумов, а не отдельных лиц (Rhodes, 1993; Friedman et al., 1992).

Теория социальной диффузии гласит: условия, необходимые для изменений в поведении сообщества, и вероятность приятия этих изменений членами сообщества теснейшим образом связаны со следующими факторами:

  • а) характеристики отдельного коллектива влияют на потребность в переменах и стремление к ним членов этого коллектива;
  • б) чувство причастности к программе со стороны коллектива и чувство единства друг с другом влияют на вероятность принятия и поддержания изменений (Rogers, 1983).

Очень важно не только изменение нормативных отношений, но и осознание его людьми. Например, все больше людей убеждены, что курение неприемлемо. Восприятие этого как нормы может стать мощным стимулом к изменению собственных привычек.

Кроме того, по исследованиям Хацмена и Шитсли (1947) был выявлен целый ряд психологических барьеров восприятия информации, среди них три процесса избирательности:

  • избирательная открытость для информации — тенденция прислушиваться к тем сообщениям, которые совпадают с предшествующим опытом и отношениями человека;
  • избирательное восприятие — тенденция осмыслять сообщение с позиции предшествующего опыта и отношений;
  • избирательное запоминание — тенденция запоминать сообщения, совпадающие с предшествующим опытом и отношениями.

Хацмен и Шитсли называют аудиторию, на которую трудно воздействовать, «хроническими незнайками».

Согласно социально-когнитивной теории, человек на основе личного опыта или наблюдений способен различать ситуации и классифицировать их, при этом одна и та же ситуация разными людьми может быть воспринята совершенно различно. В соответствии с классифицированной ситуацией, применяются навыки, которыми владеет человек. Успешность действий в каждой ситуации зависит от осознания самоэффективности личности, т.е. уверенности человека в своей способности выполнить эти действия. Следовательно, если у молодежи будет достаточно навыков безопасного поведения и будет уверенность в том, что они могут и умеют поступать именно так, их поведение действительно станет менее рискованным. Для того, чтобы навыки и уверенность в своих силах были получены, можно воспользоваться теорией социального научения, согласно которой люди учатся:

  • Косвенно, путем наблюдения за теми, с кем себя идентифицирует человек (например, подросток наблюдает за поведением сверстников);
  • Путем тренировок по приобретению навыков, которые позволят придерживаться выбранной линии «безопасного поведения». Это особое состояние и называется осознанием самоэффективности, которое заключается в способности преодоления любых барьеров, мешающих выбранной линии (безопасного) поведения.

На основе этой теории в 1992 году была разработана модель изменения поведения, направленная на повышение чувства самоэффективности у молодежи, и использована при проведении программы профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и пропаганды безопасного секса (Basen-Engquist, 1994). Одна из трех групп студентов, участвовавших в исследовании, прошла тренинг на повышение чувства самоэффективности в отношении безопасного секса, другая получала информацию о ВИЧ/СПИДе, третья группа — контрольная. В первых двух группах намерение пользоваться презервативом было значительно выше, а через два месяца после эксперимента реальное использование презерватива в первой группе выросло больше, чем в двух оставшихся. Другими словами, именно тренинг самоэффективности, а не просто информация привели к изменениям поведения.

Теория разумных действий. Принятие здорового образа жизни зависит от того, насколько сильно желание человека изменить поведение и следовать нормам здорового образа жизни. Сила желания зависит от позитивного или негативного отношения человека к поведению и понимания его результата, а также от уверенности человека, что родственники и друзья, чье мнение для него важно, верят в его способность изменить образ жизни.

Модель стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент) утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий:

  1. Стадия до осознания — Не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения;
  2. Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться;
  3. Стадия готовности к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим;
  4. Стадия действий — Устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев;
  5. Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев.

Устойчивая стадия может прерываться рецидивами — возвращением к тому поведению, которое пытались изменить, например, человек не курил 4 месяца, а на вечеринке его угостили сигаретой, и он не удержался. В таком случае, происходит возвращение на первую стадию «до осознания» или на вторую стадию «осознания проблемы», и начинается новое движение, как бы по спирали, к желаемой модели поведения.

Модель «ЗНАЮ — МОГУ — ХОЧУ — БУДУ»

Для того чтобы человек изменил свое поведение, надо:

Шаг 1. «ЗНАЮ»

Чтобы он сказал «ЗНАЮ»! То есть человек должен знать, какое поведение является позитивным, а какое — негативным. Он должен знать, к чему приводит тот или иной тип поведения и что нужно сделать, чтобы изменить его. Для этого ему нужна информация. Эту информацию он может получить из различных источников: начиная с газет, телевидения и заканчивая профилактической программой.

Шаг 2. «МОГУ»

Чтобы человек сказал «МОГУ», он должен четко понимать, что изменить поведение в его силах, что это действительно выполнимо, и выполнимо в реальные сроки при реальных ресурсах. А также, что это не принесет ему вреда и даже изменит его жизнь к лучшему. Чтобы человек мог сказать «могу», он должен приобрести соответствующие поведенческие навыки, и для этого на профилактических программах используются такие методы работы, как игры (в том числе ролевые), ситуативное моделирование, и другие.

Шаг 3. «ХОЧУ»

Чтобы он этого захотел. Захотел, потому что так станет лучше, выгоднее (или чтобы не стало хуже, чем есть). То есть человек должен иметь желание (мотивацию) к изменению поведения. Для этого он должен видеть позитивный пример, позитивные последствия того типа поведения, которому необходимо следовать.

Но достаточно ли для изменения поведения того, что человек знает, может и хочет? Вспомните про зарядку по утрам. Мы знаем, как ее делать. Мы можем ее делать. Мы хотим ее делать, но... не делаем. Почему так происходит?

Шаг 4. «БУДУ»

Не хватает убежденности, толчка, первого шага, энергии, силы воли, если хотите, для того, чтобы сделать это. Нужна убежденность в том, что это действительно нужно. Если эта убежденность исходит от самого человека, и он уверенно говорит в первую очередь самому себе «БУДУ», только тогда он реально сделает что-то для того, чтобы изменить свое поведение.

Итак, идеальная модель воздействия на поведение должна учитывать индивидуальные особенности членов группы, их потребность и желание измениться, качество отношений в группе. Также она должна содержать необходимую информацию по ключевым вопросам безопасного поведения (ВИЧ/СПИД, ИППП, ПАВ, контрацепция и т.д.), интерактивные, игровые методики, позволяющие отработать навыки безопасного поведения. Чем интереснее и увлекательнее проходят занятия, тем больше полезной информации и навыков усваивается группой и тем больше вероятность их реального использования. Но какая бы совершенная и безукоризненная ни была программа, незаменимая и важная ее часть — это люди, тренеры, психологи, подающие наглядный пример, способные заинтересовать молодежь и увлечь идеями здорового образа жизни.